Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Выступление учителя математики Шелухиной Н.Е.

Методическая копилка - Математика

  Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к физике, к химии, к информатике и вычислительной технике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

   Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали неспособными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. Именно такие условия обеспечивают умственное развитие школьника.

  Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности: настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления.

   Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

   Наряду с этой задачей перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, научить мыслить. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

   Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации творческого подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся.

   Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за не сделанное, за невыученное. Ведь не секрет, что в большинстве своем именно эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. Однако, психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на сухое объяснение, ошибочно и малоэффективно. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если информация ему доступна и интересна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой - пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, что приведет к отвращению от математики.

   Мы должны дать детям новые стимулы учения - те стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету, - и если мы реалисты и не хотим прятаться от действительности, - то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения творчески, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития.

   Поэтому в своей педагогической деятельности учителя нашего МО придерживаются следующих принципов работы с обучающимися:

  • от творчества учителя к творчеству ученика;
  • предупредить, а не наказать незнание;
  • мотивация, а не констатация;
  • ученик должен испытать учебный успех;
  • обучать школьников на эмоциях радости;
  • развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;

   Понятно, что далеко не всем учащимся в будущем придётся пользоваться логарифмами, составлять уравнение сферы, а способность логически рассуждать потребуется каждому. И делать это будет каждый человек не по общей схеме, а в индивидуальной, присущей лично ему манере. Поэтому, подбирая задачи к уроку, необходимо наряду с обучающей целью одновременно задаваться и вопросом о качестве, способе конструирования рассуждения каждым и, конечно, о той подструктуре мышления, которую посредством этих заданий наиболее удобно и эффективно можно сформировать. Вот здесь учителю и необходимо применять творческий подход в обучении, используя разнообразные методы и средства при подготовке к уроку по уровням усвоения материала:

  • Учителя Колесникова Т.А., Бородина Т.Е., Блужина Н.Е. используют на своих уроках игровой метод;

   Игры развивают познавательный интерес, активизируют умственную деятельность. Игра развивает наблюдательность, учит делать выводы, сопоставлять отдельные факты. Во время игры ученики лучше усваивают материал, учатся применять полученные знания в новых ситуациях. Игра требует от детей принятия конкретных решений в рамках своей роли. Каждая игра имеет четко разработанный сценарий, главную часть которого необходимо доработать ученикам. Приведу фрагмент урока-путешествия в 5 классе по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства», учитель Т.А.Колесникова.

Дети путешествуют по городу математических знаний:

1этап: историческая улица. На этом этапе дети, разгадывая кроссворд, узнали название древнего устройства для счета.

2 этап: тренажерный зал. В процессе устного счета была создана проблемная ситуация с умножением двузначного числа на число 11. Результатом работы на этом этапе стал алгоритм умножения двузначного числа на число 11.

Минута отдыха прошла в зоопарке.

   Следующий этап экскурсии - кинотеатр. Билетом для посещения стала самостоятельная работа. Дети все успешно купили билеты и в конце урока посмотрели отрывок и мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», главная мысль которого – в жизни всего нужно добиваться трудом.

  • создание проблемно-поисковых ситуаций практикуют Бобрышева С.В. Шелухина Н.Е., Бобрышев А.Н.;

На таких уроках возникает дискуссия, рассмотрение, исследование. Это обсуждение общего вопроса, проблемы с целью нахождения правильного решения. Дискуссия возникает вследствие общения учителя и учащихся друг с другом, в процессе решения проблемной ситуации. Проблемная ситуация, наряду с интеллектуальными трудностями сопровождается повышением познавательной активности и желанием разобраться в проблеме.

  • Моделирование учебных ситуаций с помощью компьютерных анимаций используют Колесникова Т.А., Бобрышева С.В., Надеина Г.В.

   Например, наибольшую трудность вызывает у обучающихся построение геометрических фигур, графиков. С целью иллюстрации процесса построения на уроках учитель использует компьютерные анимации для моделирования учебных ситуаций.

   Например, этапы построения пирамиды на уроке геометрии в 10 классе.

   А это фрагмент урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Функция у= ее свойства и график», учитель Бобрышева С.В.

  • Учителя Блужина Н.Е., Бородина Т.Е., Бобрышев А.Н. используют систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся;

   Уроки такого типа интересны тем, что учащимся предлагается самим (разумеется, с подсказок учителя) найти приём или способ решения задач, а затем составить свою задачу, которая решалась бы этим способом. Такой прием позволяет доводить обучение до продуктивного, творческого уровня.

  • Учителя Надеина Г.В., Шелухина Н.Е., Колесникова Т.А. используют в своей работе метод проектов;

   Почти в каждом классе есть от природы одаренные дети. Но если не заботиться постоянно об их развитии, не поставлять им достаточную пищу для ума, то они не могут состояться как творческие личности. Поэтому проектно-исследовательская деятельность является одной из перспективных форм развития творческих способностей личности. Увлечение наукой в школьные годы оказывает огромное воспитывающее влияние, развивает потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие и ответственность за порученное дело.

   Основная задача, которая ставится перед учениками - научиться мыслить и овладевать фундаментальными знаниями. Это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи, а глубокое понимание сути изучаемого материала. В процессе исследовательской работы школьники сами ищут способы решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для решения новых проблем.

   Проектный метод широко используется на уроках математики, информатики и физики. Результатом проектной деятельности обучающихся может быть текстовый документ или компьютерная презентация.

   Предлагаю вам фрагменты компьютерных презентаций обучающихся по теме «Симметрия вокруг нас»

    Основополагающим мотивом всех проектов является понятие симметрии, играющей ведущую, хотя и не всегда осознанную, роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни. Симметрия - одно из величайших таинств в природе, это явление и природное, и математическое, и художественное, и космическое. Симметрия вызывает чувство равновесия, ощущения прекрасного, это один из главнейших признаков гармонии. В данном проекте присутствовало интегрирование геометрии, истории, ИЗО, информатики и краеведения. Результаты проекта были оформлены в продуманной завершенной форме в виде презентации.

  Предмет математики настолько серьезен, что мы не упускаем случая сделать его занимательным.

  Ежегодно в школе проводится неделя математики, информатики и физики. Целью которой является развитие интереса обучающихся к предметам и развитие их творческих способностей.

  Результат нашей работы демонстрируют наши ученики. Традиционно наша школа занимает лидирующие позиции в районных олимпиадах по математике, информатике и физике.

  В заключение хочу сказать, что каждый ребёнок – это индивидуальность и работать с ним надо творчески и с любовью.