Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Разностороннее развитие личности через индивидуальный и дифференцированный подходы

Методическая копилка - Русский язык

Разностороннее развитие личности через индивидуальный и дифференцированный

подходы на уроках русского языка и литературы

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь

В. Ключевский

   Невозможно не согласиться с русским историком Василием Ключевским. Среди учителей, педагогов, наставников не должно быть равнодушных людей, пускай  они и будут стопроцентными профессионалами своего предмета. И именно в этом и есть профессионализм учителя: создать обстановку для обучения, творчества и самореализации ученика и именно в такой атмосфере передать свои знания ребёнку. К такому учителю дети всегда с радостью бегут на урок,  и даже неудовлетворительная оценка не становится поводом для большого огорчения, потому что ребёнок знает, что завтра учитель непременно поможет исправить, даст шанс. Оканчивая школу, выпускники с благодарность вспоминают именно такого учителя, называя его профессионалом.

- Как же достичь такой высокой оценки своих учеников?

- Сегодня существует огромное количество программ, методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессиональном росте.

- Современный учитель владеет технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации.

- Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования.

- Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Реальным путём к достижению разностороннего развития личности становится индивидуальный и дифференцированный подход к организации учебного процесса.

   Индивидуальный и дифференцированный подход является одним из принципов работы, который с большим интересом применяется учителями на практике, так как именно это направление  приводит к ответам  в решении многих профессиональных ситуаций.  Дифференцированный подход не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам и позволяет в рамках класса подтянуть отстающих.

   Одним из вариантов реализации данного подхода может стать индивидуально-ориентированная система обучения. Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.

   Смысл названия предлагаемой технологии обучения в том, что она, во-первых,ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качества перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому наша технология называется индивидуально-ориентированной.

Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.

В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.

В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.

В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей учителя.

Так организуются занятия в старших классах у учителя русского языка и литературы Барышевой Т.Н.

При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока –лекционный и лабораторный.

На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным.

На лабораторных занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации как у учителя, так и у одноклассников – консультантов по предмету.

   После первых лекционных занятий по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана.

   Ученик может одновременно сдавать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий параграф, если не сданы задания по первому и второму параграфам. При условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей. Г. Дистервег говорил:”Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их. Человеку нельзя сообщать знания, их сложно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности”

   Умственные способности детей распределяются неравномерно. Как считают психологи, больше всего среднеодарённых, меньше сверходарённых и малоодарённых, совсем немного талантливых или отстающих в развитии.

   Хорошо знать своих учеников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.

   Не будем забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен, что чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается. Учение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, тем интереснее ему работать. С огромной силой воздействует на ученика, на его отношение к предмету яркость и эмоциональность подачи материала учителем. Но главное – знать своего ученика. Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.

   Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости.

   Уровень работоспособности своих учеников каждый учитель может определить по объёму выполненной работы.

   Уровень обучаемости проверить сложнее. Можно, например, использовать проверку, рассчитанную на три урока. Таким приёмом пользуется учитель русского языка и литературы Маловик Е.В.

   В начале первого урока объявляется тема (например, правописание Н-НН в прилагательных), и в течение 15-20 минут идёт объяснение. Затем вопрос классу: понятно ли? Ответ обычно положительный. После этого учитель даёт письменную проверочную работу. Определяется количество учащихся, не справившихся с заданием. На следующем уроке в доброжелательной форме сообщаете ученикам результаты проверки работ и предлагаете прослушать этот же материал ещё раз, и снова даёте повторное письменное задание. Теперь уже с заданием справляется большее количество учащихся. На третьем уроке вновь анализируете полученные результаты и убеждаете детей, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепляете его. Результат налицо. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.

  Таким образом, мы определили учебные возможности класса, уровень обучаемости и работоспособности. Теперь без особого психологического ущерба для учащихся можно разделить их на группы (сильные, средние, слабоуспевающие ученики).

   Как работать дальше? Ставим перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, научиться различать краткие и полные прилагательные в тексте. Объясняем тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задание творческого характера (найти краткие прилагательные, составить с ними предложения определённых синтаксических конструкций или небольшой текст на заданную тему). Оно может быть записано на доске или на карточке.

   Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества (например, краткие прилагательные перевести в полную форму, определить их синтаксическую роль и ввести в предложение).

   Для учащихся третьей группы объясняем тот же материал с использованием таблиц, параграфа учебника (это может сделать и один из сильных учеников, пока вы помогаете учащимся второй группы), даем практическое задание: распределить по группам прилагательные в полной и краткой форме. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.

   Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно. Примером использования разноуровневых заданий могут являться творческие задания по развитию речи учащихся, которые даю на своих уроках. Так, в 5 классе детям было предложено написать письмо солдату в 1941-1945гг. Ситуацию, в которой находился адресант в момент написания письма, можно было смоделровать самому или выбрать из предложенного учителем или учащимися (момент боя, начало войны, отступление, День Победы, лечение в госпитале и т.д.). Сильные учащиеся приняли самостоятельное решение по моделированию ситуации, слабые воспользовались предложенными ситуациями.

   Из семьи ребёнок приходит в школу и учитель, работающий в классе, должен обладать способностью,  распознавать признаки одарённости или повышенные способности в той или иной сферах. Учитель должен поощрять целеустремлённость своих учеников. Должен помнить, что такие дети более требовательны, задают больше вопросов. К таким ученикам необходим индивидуальный подход и учитель должен предложить им такие виды деятельности, чтобы они отвечали его запросам и способностям. Чтобы такому ребёнку не было скучно. Следует отметить, что в большинстве случаев,  если способные дети учатся ниже своих возможностей, то это в основном виноват учитель. Психологи, проводя  свои исследования по данному вопросу,  отмечают, что некоторые преподаватели по отношению к талантливым детям испытывают чувства, близкие к враждебности. Может быть, и другая причина плохой учёбы таких детей, если педагог в своей работе использует учебные программы слабые, не учитывающие индивидуальные особенности одарённых детей. Конечно, для работы со способными детьми разных возрастных групп, есть свои особенности и каждый учитель, будь то учитель начальной школы среднего или старшего звена, должен обладать определённым уровнем знаний и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку таких детей.

   Какие формы и методы необходимо применять при работе с детьми разного уровня способностей. Так как основной формой обучения в школе является урок, то схема этого урока должна варьироваться при её использовании в работе с учениками и средних и слабых и учеников с высоким уровнем способностей. Раз уж мы начали со способных детей, разберемся, как надо работать с такими детьми, какую методику применять. Выявить потенциально одарённых детей большая заслуга учителя, но их обучение требует специфических методик, в основе которых организация обучения Суть его заключается в большом уровне самостоятельности обучаемых, в многовариантности нетрадиционных форм урока, в сильной постоянной эмоциональной поддержке обучающихся со стороны учителя. Следует помнить, что для таких детей «пятёрка» не поощрение, их получают многие, важнее решить трудную задачу и получить результат, к которому они стремились. Необходимо чаще включать механизм самооценки, дать самостоятельно проверить правильность выполнения, если допущена ошибка. Дать спокойно исправить её самому. Не забывать о гибкости в своей работе, если какой - то подход не срабатывает, имейте запасной вариант, примените другой метод.

   Наиболее многочисленная группа детей в наших школах - дети со средними способностями. Учить их трудно потому, что учителям приходится сталкиваться с широким диапазоном интересов и способностей. Часто в ходе процесса обучения приходиться менять цели, изменять темп, содержание нового материала, уровень контрольных тестов. В таких классах учитель должен быть готов применять ряд способов организации и проведения занятий. Это нам всем очень хорошо знакомо. Такие дети, больше, чем другие, нуждаются в постоянном стимулировании учебных действий, поэтому учителю необходимо владеть эффективными методами поощрения и чаще использовать их в своей работе.

   Поощрение со стороны преподавателя, отмечают психологи, это кислород для детской души, оно стимулирует учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимися, как одобрение. Это надо всегда помнить в нашей работе.

   Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных технологиях и методических системах можно бесконечно долго, но всё решается на месте (в конкретной школе, классе, семье, с конкретным учителем и учеником). Потому закончить мне хотелось бы такой притчей. «Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. - Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Высокая миссия учителя русского языка и литературы вполне сравнима с миссией этого священника.

Учитель русского языка и литературы Лунева Н.М.