Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок русского языка 9 класс

Методическая копилка - Русский язык

Маловик Екатерина Викторовна,
учитель русского языка и литературы  
 Предмет: русский язык
Класс: 9 класс
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепление)
Тема: "Выборочный лексический анализ художественного текста "
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная, творческая работа.
 
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, художественный текст, раздаточный материал.

Цели урока:
  • Познавательный аспект: закрепить  термины; формировать навыки умения  находить в тексте лексические средства выразительности и определять их роль в тексте;
  • Развивающий аспект: развивать коммуникативные навыки через обращение к тексту художественного произведения; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • Воспитательный аспект:  воспитывать бережное  отношение к слову автора, ответственное отношения к собственному слову, к культуре речи; продолжать работу по раскрытию творческих способностей.
  • Планируемые результаты:
Обучающиеся закрепят  термины; отработают навыки умения  находить в тексте лексические средства выразительности и определять их роль в тексте,  коммуникативные навыки через обращение к тексту художественного произведения, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.
Универсальные учебные действия:
  • Предметные: закрепить  термины; формировать навыки умения  находить в тексте лексические средства выразительности и определять их роль в тексте; развивать коммуникативные навыки через обращение к тексту художественного произведения; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.
Метапредметные:
·   Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; критически оценивать полученный результат;
·    Регулятивные: учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и самооценки.
·   Познавательные: учить анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составляет короткие цепочки правил «если …, то …»;  преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
·     Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных  задач; учится критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
ХОД УРОКА
       I.            Организационный этап.
       II.        Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний.
Посмотрите, пожалуйста, на одну из тем  сочинения-рассуждения, которая будет предложена вам для работы во время итоговой государственной аттестации.
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Г.Я.Солганик)
Каким образом она связана с вашим домашним заданием?
- Работали с художественным текстом.
- Чем стиль текста художественной литературы отличается от текстов других стилей.
- В художественном произведении слово не только несёт определённую информацию (сообщает о чём-то), но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
- В художественном тексте автор может использовать лексику различных стилей языка, в том числе и разговорного, чтобы добиться необходимого эффекта.
- Домашнее задание: упражнение 277.
Читаем задание, находим устаревшие слова «на стругах», «Стрельцы», «мушкеты», «пищали»…
Устаревшие слова: историзмы и архаизмы. Чем они отличаются?
Диалектные:  «казюли» (змеи)
Диалектизмы?
- К каким явлениям языка относятся данные понятия?
- Это лексика, лексикон, лексический запас, категории, явления.
     III.        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Можем ли мы, опираясь на высказывание Г.Я. Солганика, как тезис,  и вашу домашнюю работы  сформулировать тему нашего урока? С какими средствами языка мы будем работать и каким образом?
-  С текстом художественной литературы и лексическими явлениями.
- Таким образом, сформулировали тему нашего урока:
«Выборочный лексический анализ художественного текста».
Цели урока:
  • Познавательный аспект: закрепить  термины; формировать навыки умения  находить в тексте лексические средства выразительности и определять их роль в тексте;
  • Развивающий аспект: развивать коммуникативные навыки через обращение к тексту художественного произведения; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • Воспитательный аспект:  воспитывать бережное  отношение к слову автора, ответственное отношения к собственному слову, к культуре речи; продолжать работу по раскрытию творческих способностей.
- Скажите, пожалуйста, необходимо ли вам уметь анализировать текст.
- Если не умеешь анализировать текст, то и не сможешь понять смысл произведения, увидеть образы, созданные автором.
- В практической деятельности при выполнении заданий итоговой государственной аттестации в части А, В, С.
IV.           Первичное закрепление.
-  Это не первый урок по данной теме. Мы сегодня закрепляем известные нам лингвистические термины. Справочный материал есть на каждой парте, но для начала обобщим наши знания по лексическим явлениям языка.
- На какие группы делятся лексические явления?
1) Лексика активного и пассивного запаса.
- общеупотребительная лексика
- эмоционально окрашенные слова
- разговорная лексика
- фразеологизмы
- Знакомы ли вам универсальные лексические категории?
- синонимы
- антонимы
- паронимы
- Тропы: метафора - олицетворение, метонимия - синекдоха,  гипербола - литота, ирония.
Вспомнив теорию, обратимся к практике. Перед вами текст. Чей? Был ли автор участником войны?
- Когда я читала строки текста, то мне вспоминались стихи  Евгения Винокурова «Москвичи»:
В полях за  Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире,
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят
Анна Федотовна – одна из миллионов матерей, чьи не вернулись с той войны…
Читаем текст.
Какое впечатление он произвёл на вас?
- Бездушные дети …. Горем убитая мать … Обидно и горько…
- Как автор смог вызвать эти чувства?
- Используя лексические средства языка в том числе.
Лексическая разминка -заданиях А и В.
  V.         Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Попробуем теперь самостоятельно найти в тексте известные нам лексические средства и определим их роль в тексте.
Делимся на группы:
1 ряд – 1 – 15
2 ряд – 16 - 36
3 ряд -  37 – 53
Выписываем в тетрадь.
На доске выписываем по очереди.
Данные примеры при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему важны. Важно и верно определить их роль в тексте.
Вспомним план сочинения-рассуждени. Попробуйте сейчас, используя выбранные средства, написать аргументированный ответ, подтверждающий суждение Солганика.
Пишем (3-4 минуты). Читаем.
Смогли ли, произведя выборочный лексический анализ доказать, что «художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
- Ответы. Да. Это будет вывод нашего сочинения-рассуждения.
VI.        Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: закончить начатое в классе сочинение-рассуждение. Кому трудно, то написать только ещё один абзац-аргумент. Тем, кто освоил алгоритм создания сочинения-рассуждения: написать не только аргумент, но и вывод.
Записываем в дневники.
VII.    Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Предлагаю вам оценить собственное работу на уроке, продолжив одно из предложений…
1. Было трудно…
2. Меня удивило…
3. У меня получилось…
4. Урок дал для жизни…
Пишем, читаем.
Всем спасибо.
Урок окончен.