Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Выступление учителя истории Бутченко И.Н.

Методическая копилка - История

   Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача учителя – создать условия для развития каждого ребенка.

   Невозможно привить интерес ребенка к предмету, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель постоянно учится. Совершенствует свои знания. Каждый учитель имеет свою индивидуальную тему, над которой он работает.

   Моя индивидуальная тема « Проблемное обучение на уроках обществознания и истории».

   Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешении, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

   Работая над своей темой, я, как и мои коллеги, использую следующие технологии:

  1. Проблемное обучение;
  2. Игровые технологии;
  3. Технологии обучения на основе опорных конспектов;
  4. Технологии опережающего обучения;
  5. Компьютерные (информационные) технологии и т.д.

   Для создания проблемной ситуации использую следующие методические приемы:

  1. Подвожу обучающихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
  2. Сталкиваю противоречия практической деятельности;
  3. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  4. Предлагаю обучающимся рассмотреть явление с различных позиций;
  5. Побуждаю обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  6. Ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  7. Определяю проблемные теоретические и практические задания;
  8. Ставлю проблемные задачи.

   Организуя учебную деятельность обучающихся, я использую следующие формы: коллективную, групповую, индивидуальную. Мною используются разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации:

  • Проблемный фронтальный эксперимент;
  • Проблемное решение задач;
  • Проблемные задания;
  • Игровая проблемная ситуация.

   При планировании урока я выдерживаю основные этапы технологии:

  1. постановка проблемы, например, «Октябрь 1917 г. – революция или переворот?»
  2. деление на группы – выдвижение гипотез;
  3. подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;
  4. защита;
  5. выводы по решению проблемы.

 

   Для реализации проблемной технологии я обращаю внимание на:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- проблемное изложение;

- эвристическая беседа;

- проблемная демонстрация кино-, видеофрагментов;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств.

 

   Использование проблемных ситуаций еще недостаточно разработано в методике. На уроках я предлагаю собственные варианты. Так, при изучении темы «Роль образования в жизни человека» рассказываю случай из жизни: «Я недавно познакомилась с девушкой, которая получает второе высшее образование. Она отметила, что учиться в вузе второй раз гораздо легче, чем первый, и что для этого не нужно особого таланта. А как вы думаете: нужен ли талант для изучения истории или обучения в вузе?»

   В процессе работы над темой «Глобальные проблемы современности» предлагаю обучающимся ситуацию: «Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль – это прогресс или регресс?» таким образом, усвоение знаний обучающимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.

   Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности обучающихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.

   Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и внутренней мотивации обучающихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, сто главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

   Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю обучающихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

   Индивидуальная тема Оспищевой С.В. «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей на уроках обществознания».

   Программа нового курса обществознания предполагает много творческих и практических работ, что помогает детям самореализоваться, проявить себя как личность, легче освоить процесс социализации.

  В то же время, ребенок обращает внимание на очень важные моменты жизни.

  Уже начиная с 6 класса на уроках обществознания обучающиеся выполняют такие практические задания как:

- учимся общаться

- учимся узнавать и оценивать себя

-- учимся правильно организовывать свои занятия

-учимся размышлять

Работа на таких уроках проводится в форме

-дискуссий

-групповых работ

-составления различных памяток

Изучая тему «Семья», ребята выполняют

-исследовательские работы «Мое генеалогическое древо»

Это важная работа, особенно при данной проблеме

«Человек славен добрыми делами» - этой теме посвящен целый раздел.

Изучая данную тему, обучающиеся выполняют ряд практических работ:

-посещение ветеранов на дому

-встречи с участниками ВОВ, работниками тыла

-уход за братскими могилами

«труд и творчество»

-оформление выставок «Труд и красота», «Сделано своими руками»

«Гражданин – Отечества достойный сын»

-проектно-исследовательская работа «Мой край» с оформлением проектов «Я люблю свой край родной»

-рисунки «С чего начинается Родина»

   Во внеклассной работе тесное сотрудничество м/к СФИНКС с территориальной избирательной комиссией, где проходит большая работа по избирательному праву, участие в конкурсах, где преимущественно одерживают победу. 10-11 классы принимают участие в Школе молодого избирателя на базе районной библиотеки.

   Одним из составляющих компонентов исторического образования является краеведение, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.

   Изучение краеведения в нашей школе (учитель Гусев А.А.) состоит из трех уровней:

  • На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
  • На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.
  • Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученики научных обществ, слушатели факультативов.

   Не следует забывать о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. При создании музея учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего района, которые нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной сфере, что бывает особенно эффективным.

   Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

   Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить, трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

   Учитель Мальцев С.П. работает над проблемой «Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания».

Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя. Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности обучающихся сегодня ни у кого не вызывает сомнений.

Информационные технологии ставят обучающихся в позицию исследователей, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, обучающиеся, совместно с учителем, учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат, и, что важно предлагают возможные решения познавательной задачи.

   Сергей Павлович работает с компьютерным учебником Т.С.Антонова, А.Л.Харитонова, А.А.Данилова «История России в XX веке», использует различные презентации, иллюстрирующие лекционный материал. Использование учебных электронных программ позволяет более глубоко изучать исторические события, вопросы развития общества на разных исторических этапах, проводить интерактивные экскурсии, интерактивные игры, использовать на уроках первоисточники.

   С помощью глобальной сети Интернет стало возможным изучение лекций крупных российских историков: Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова.

    Результативность: использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании истории позволяет развивать познавательные навыки обучающихся, умения самостоятельно конструировать свом знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – обучающиеся овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию».