Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Дифференцированный и индивидуальный подход к изучению истории.

Методическая копилка - История

Дифференцированный и индивидуальный подход к изучению истории.

   Современная школьная практика все больше и больше ориентирована на дифференцированной путь развития, который во многом решает проблемы индивидуальной парадигмы образования учащихся. Признание, что ученик - Личность, и именно он есть ценность, и никто не имеет права формировать из него нечто по заданному образцу, изменило философскую концепцию российской школы.

   Дифференциация стремительно вошла в наши школы, привнеся новые психолого-методические задачи. Труд учителя усложнился. Работая в одной параллели, он обязан готовиться к управлению, как минимум, тремя разными процессами. Но в традиционной школе, не имеющей разноуровневой структуры образовательного пространства, перед учителем стоит еще более сложная проблема.

   При подготовке к уроку мы не всегда учитываем цели родителей, а главное, цели детей. Цели ребенка находятся в прямолинейной зависимости от способностей: слабый ученик определяет для себя целью выработку стратегии самозащиты, сильный - принимает целевую установку учителя или амбициозную - родителей. Средние, малоинициативные в деле учения дети - это дети, которые имеют раздвоенность цели: интуитивно - цели самоохраны, разумом - цели, установленные учителем. Поэтому и результат неясный, нечеткий, три балла.
    Ученики сильные, со средними способностями, слабые занимаются по одним и тем же учебникам, отсюда и перегруженность детей и все вытекающие последствия от того.
Стандартный урок располагает очень малым временем для обработки основных знаний и умений.
Например, в курсе математики при изучении темы сначала дается объяснение нового, а потом в течении нескольких уроков тренировка и закрепление. У нас же на каждом уроке истории - новый материал.
Вот поэтому вытекает необходимость перехода на открытое тематическое планирование.
    Основой перестройки послужил принцип от общего к частному. Основа планирования - стандарты образования, где четко определены цели, задачи и программа по истории. Исходя из этого разработала задания - измерители текущего контроля, итогового, тематического, рубежного, т.е. контрольно-оценочные нормы. Определила примерные сроки проверочных, контрольных работ по теме, разделу - все это дает возможность учащимся и родителям быть в центре учебно-воспитательной работы.
    Таким образом, я составляю индивидуальную программу умений и навыков обучающихся, учитывая их классификацию. Классифицирую умения на хронологические, картографические, образные, логические.
    При этом определяю обязательно реальные возможности своих учеников и составляю индивидуальную программу их развития, исходя из реальности учебного процесса в нашей школе. На уроке, объявляя тему, я сразу же обозначаю основные, главные вопросы темы, на которых они должны сконцентрировать внимание, отслеживать в ходе изучения нового материала. Обязательно записываю их на доске, а ребята в тетради.
    Таким образом, они заранее знают, чему должны научиться, что должны знать и уметь, что от них будет требовать учитель на тематическом, итоговом контроле. Знают, что надо знать и уметь, чтобы получить 5,4,3.
    У детей, знающих, что конкретно будет требовать от них учитель, когда будет контрольная работа, требования к ней, исчезает нервозность, появляется заинтересованность в результатах своего труда.

    При планировании каждой темы урока обязательно учитываю разноуровневую подготовку.

I Уровень (пед. норма) - это требования основных понятий (знания).
II Уровень (продвинутый) - это понимание (умения): запоминает
систему и изучает материал это 4-5.
III Уровень - учащиеся творческого мышления - применение (сопоставление) - рассуждают, своя точка зрения.

    Вопросы по уровням обозначаю символами.
    Эти вопросы и отрабатываются на уроке индивидуально, в группах, в парах и т.д.
На уроках обязательна и работа с тетрадями. Приступая к изучению истории Отечества (6кл) я требую, чтобы ребята заводили общие тетради, которые они ведут в течении всего изучения курса.

    Открытое тематическое планирование дает возможность заранее определить требования к достижению учащихся с учетом их способностей и возможностей, а также систему контроля за уровнем достижений. Такой метод способствует индивидуальному росту каждого школьника. Личностно-ориентированное образование становится реальностью. Выбранный мною метод обучения способствует меньшей утомляемости учащихся, повышает их работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, этот метод учит умению выделять, находить, видеть главное, учит работать с учебником, дополнительной литературой. В результате школьники имеют глубокие, прочные знания, активное участие принимают во внеурочной работе, являются победителями районных и участниками областных олимпиад. Проанализировав контрольные срезы за три последних года, еще раз убеждаюсь в правильности выбранной методики.
Например: Контрольная работа в 6 классе по теме

"Перемены на политической карте Европы в период расцвета средневековья":
верно выполнили работу - 1;
на оптимальном уровне - 7;
на допустимом - 5;
на критическом - 1.
Всего выполняли работу 14 человек.
Контрольная работа в 7 классе по теме "Россия в 17 столетии":
выполняли работу - 23 человек;
верно выполнили - 5;
на оптимальном уровне - 10;
на допустимом уровне - 8.
Оптимальные результаты достигнуты в результате использования открытого планирования.
Основные цели педагогического опыта.
- Дифференциация и индивидуализация на основе тщательной диагностики
а) внутриклассная дифференциация;
б) индивидуальные консультации.
- Личностно-ориентированный подход
а) сочетание педагогического управления с инициативой, самостоятельностью школьников;
б) создание личной заинтересованности ученика во всех видах учебной деятельности, создание ситуаций успеха;
в) чередование видов самостоятельных работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.
- Ориентация учебного процесса на взаимодействие учителя и обучающихся.
- Обеспечение качества знаний обучающихся.
а) применение результативных педагогических технологий, методических приемов;
б) активизация самостоятельности и творческой активности в обучении;
в) развитие творческого мышления учащихся на уроках истории (проблемные задания, учебно-познавательные игры);
г) контрольно-оценочная деятельность (разработка требований к ЗУН обучающихся на основе гос. стандарта по предмету, составление самостоятельных, контрольных работ на основе этих требований, организация мониторинга деятельности учащихся, разработка коррекционной деятельности по ликвидации пробелов в ЗУН учащихся, оценка, самооценка учащихся).
- Оптимизация УВП
а) комплексный подход к планированию, организации практической деятельности, оценке результатов;
б) постановка конкретных задач с учетом психолого-педагогических особенностей класса;
в) выбор методов и форм обучения, которые позволят наиболее успешно решать поставленные задачи;
г) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к слабоуспевающим, наиболее подготовленным учащимся;
д) гуманизация;
е) сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельности учащихся;
ж) анализ результатов УВП.

 Учитель истории и обществознания Бутченко И.Н.