Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Формирование ключевых компетенций в проектно-исследовательской деятельности

Методическая копилка - Биология

Формирование ключевых компетенций в проектно-исследовательской деятельности

при изучении биологии и химии..

   Совсем недавно отечественная педагогика опиралась на дидактический (в современном понятии репродуктивный) метод. Но как показывает опыт, данный метод не является эффективным, потому что при его реализации учитель дает обучающимся знания в готовом виде. Ученики же зачастую механически запоминают и воспроизводят материал, не осмысливая его.

   В настоящее время стал актуальным вопрос о модернизации образования, целью которого является создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В основе стратегии модернизации лежит компетентностный подход, который позволит разработать и внедрить новые формы организационно- методического сопровождения образовательного процесса. Это обеспечит достижения учениками высокого качества образования, формирования у них учебных, исследовательских, коммуникативных, проектировочных умений.

   Для того чтобы обеспечить прочность усвоения учебного материала, необходимо побудить обучающихся к его осмыслению. Ценность для ученика представляют знания, полученные самостоятельно в ходе проектно-исследовательской деятельности. Поэтому в последнее время вместе с другими методами на первый план выдвигается метод проектно-исследовательской деятельности.

   Обучающиеся, вовлеченные в исследовательскую деятельность сталкиваются с проблемами, схожими с профессиональными трудностями. Вместе с тем обучающиеся овладевают гуманитарными знаниями, что способствует образованию ценностей. Ученые говорят о том, что исследовательская деятельность ставит обучающегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия ее осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации обучающегося (Леонтович, 2001. с.147-148)

   Таким образом, проектно-исследовательская деятельность служит основой формирования ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебной, познавательной, образовательной, информационно-коммуникативной, общекультурной и социально-трудовой и содержит огромный развивающий потенциал, который нацелен на развивающее обучение и формирование творческой личности. В рамках этого подхода у учеников появляется способность видеть и понимать окружающий мир, аргументировано отстаивать свою точку зрения, обобщать и делать выводы о наблюдаемом явлении или процессе, а также происходит осознание роли науки в жизни человека.

   Я из числа тех учителей, которые считают, что в центре обучения должен стоять проблемно-исследовательский подход. Мною был создан и разработан совместно с обучающимися ряд проектов.

   При осуществлении проектной деятельности у школьников формируется определенный набор компетенций: познавательная (ученики овладевают методом наблюдения), образовательная (ученики с разных точек зрения рассматривают данную проблему), ценностно-смысловая (формируется новый взгляд на знакомые объекты природы), общекультурная (школьники осознают их значение в нашей жизни) и социально-трудовая (вырабатывается собственная позиция по отношению к исследуемой проблеме) (Проекты прилагаются)

Учитель Брагина Г.А.

Проекты:

1. Вода.

2. Экологическая обстановка территории в окрестности школы.

3. Утилизация мусора.

4. Экологические проблемы Пристенского района.