Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Методический вестник №2

Методическая копилка - Методический вестник

МКОУ «СОШ №2 пос.Пристень»

ВЫПУСК № 2

Методы обучения

2011 год

 По виду источников, из которых обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

наглядные (наблюдение обучающимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;

практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа обучающихся.

По виду деятельности учителя и обучающихся методы обучения подразделяются на:

метод изложения учебного материала учителем и руководство работой обучающихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

метод самостоятельной работы обучающихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

В.Гузеев выделяет следующие методы обучения:

1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

2. программированное обучение;

3. эвристический;

4. проблемный;

5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).

Наиболее полной и приемлемой в практической работе является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.

Основные принципы отбора методов:

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей обучающихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.

7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

№ пп

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1.

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению

1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы
  • наглядные методы
  • аудиовизуальные методы
  • практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

3.

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля.

Методы самоконтроля.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ 

МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • повторное, более краткое предъявление обучающимся готового знания;
  • подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
  • демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
  • предъявление обучающимся готового плана в ходе изложения;
  • предъявление обучающимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
  • инструктаж обучающихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

 ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ 

  • задание обучающимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
  • задание обучающимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
  • задание обучающимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
  • задание обучающимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
  • задание обучающимся на раскодирование алгоритма;
  • организация усвоения обучающимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
  • задание обучающимся на описание какого-либо объекта по образцу;
  • задание обучающимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
  • наводящие вопросы обучающимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

 ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 

  • контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
  • предъявление обучающимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
  • членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
  • фиксирование внимания обучающихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;
  • предъявление обучающимся конфликтного примера.

 ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • включение обучающихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
  • задание обучающимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
  • задание обучающимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
  • наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
  • задание обучающимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
  • задание обучающимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
  • задание обучающимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее обучающихся на выдвижение проблемы.

 ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ

ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ 

  • задание обучающимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
  • задание обучающимся с несформулированным вопросом;
  • задание с избыточными данными;
  • задание обучающимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
  • задание обучающимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
  • задание обучающимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
  • задание обучающимся на определение степени достоверности полученных результатов;
  • задание обучающимся на вычисление механизма протекания явления;
  • задание обучающимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

(По Высоцкой С.И.)