Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Методический вестник №3

Методическая копилка - Методический вестник

МКОУ «СОШ №2 пос.Пристень»

ВЫПУСК № 3

Анализ и самоанализ урока

2011 год

ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА 
УРОКА УЧИТЕЛЕМ 

1. Характеристика реальных учебных возможностей обучающихся. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

2.Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

3.Какие задачи решались на уроке:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то как и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?

 Примерная схема полного анализа урока

(Ерофеева Н.Ю.)

1.Анализ цели урока.

 Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме;

д) подготовленности класса;

е) возможности самого учителя;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

  1. Формы и методы доведения цели до обучающихся. Целесообразность этих форм и методов.
  2. Степень достижения поставленной цели.

 2. Анализ структуры урока. Соответствие структуры урока его цели и типу.

  1. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
  2. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
  3. Рациональность использования оборудования кабинета.
  4. Научная организация труда учителя и обучающихся.
  5. Организация начала и конца урока.
  6. Оптимальный темп ведения урока.
  7. Наличие плана и степень его выполнения.

 3. Анализ содержания урока.

 1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

  1. Логичность изложения.
  2. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма­териала учителем уровню понимания содержания учениками).
  3. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изло­жения материала учителем уровню сложности изложения в учеб­нике).
  4. Выделение ведущих идей по данной теме.
  5. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направлен­ность материала.
  6. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
  7. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов обучающихся средствами са­мого материала урока.

 4.Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

 Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с уче­том:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя;

д) учебно-материальной базы.

  1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
  2. Формирование у обучающихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли дан­ные понятия для учащихся действительно новыми).
  3. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообраз­ными точками зрения по теме урока).
  4. Качественное освоение нового материала (как определяется учите­лем качество освоения).
  5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, лич­ностных особенностей учащихся).
  6. Организация учителем самостоятельной работы обучающихся (харак­тер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к за­даниям, инструктаж и пр.).
  7. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональ­ность изложения, точность использования специальной термино­логии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

 5.Анализ работы обучающихся на уроке.

  1. Активность и работоспособность обучающихся на разных этапах уро­ка.
  2. Интерес к теме или к уроку.
  3. Владеют ли обучающиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
  4. Выполнение обучающимися единых требований (есть ли требована учителя к обучающимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
  5. Наличие навыков самоконтроля.
  6. Качество знаний, умений обучающихся (глубина, осознанность знаний,
    умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
  7. Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность

суждений.

8.   Культура межличностных отношений. Реакция на оценку учителя.

 6.Анализ домашнего задания.

  1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
  2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осоз­нание этих целей обучающимися.
  3. Объем домашнего задания (чем определяется).
  4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп­ляющий, развивающий, дифференцированный).
  5. Посильность домашнего задания для всех обучающихся.
  6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
  7. Методика задания на дом, инструктаж.
  8. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель пе­ред собой вопрос: «Зачем я задаю обучающимся это домашнее зада­ние?».

 7.Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

 Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы ме­лом, для закрепления наглядности).

  1. Соответствие мебели возрасту обучающихся.
  2. Уровень освещенности, чистота помещения.
  3. Размещение обучающихся в учебной аудитории с учетом их особенно­стей здоровья.
  4. Приемы и методы работы над осанкой обучающихся.
  5. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга).
  6. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
  7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соот­ветствующих уроках.

 8.Психологический анализ урока (проводится со школьным психо­логом либо при наличии соответствующего образования).

 Психологическое состояние обучающихся перед началом урока и в хо­де его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

  1. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
  2. Развитие и тренировка памяти обучающихся; как организация урок способствовала развитию всех видов памяти (механически смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
  3. Развитие мышления обучающихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развита творческого мышления.
  4. Развитие воображения обучающихся через образную подачу материал;
  5. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
  6. Привлечение эмоций обучающихся в процессе обучения
  7. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника детского коллектива в целом.
  8. Знание учителем возрастной психологии, психологический контакт с классом; педагогический такт учителя.