Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов

Методическая копилка - Методические матералы начальной школы

Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов

   Методическое объединение учителей начальных классов уделяет большое внимание разностороннему развитию личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов.

   Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе.

   Дифференцированный подход дает возможность детям проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в себя. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Систематическое же применение разных форм дифференциации позволит учащимся чувствовать себя комфортно на уроке, получая развитие, повысить интерес к учению, позволит справиться с решением учебных задач всем учащимся.

   В начальной школе индивидуальные различия детей особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, третьи требуют повышенного внимания со стороны учителя в процессе обучения.

   В своей работе я стараюсь сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных обучающихся. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

   Важную помощь в индивидуализации и дифференциации учебного процесса оказывает педагог – психолог школы Диденко Елена Евгеньевна. Совместно с нами, учителями начальной школы, она проводит различные тесты, разноуровневые задания, которые позволяют выявить способности ученика.

   В современных условиях появилось много учебников, оформились программы, изданы тетради и атласы, ресурсы глобальной сети Интернет. Это создает возможности организовывать дифференцированный подход, что влечет за собой разностороннее развитие личности.

   Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется всеми учителями начальных классов нашей школы на разных этапах учебного процесса:изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

   Все больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умея читать и даже писать: одни читают по буквам, другие по слогам, а третьи – целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по – иному организовать учебный процесс с первоклассниками разной подготовленности, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно учитывать развитие детей. Некипелова С.П. и Надеина С.П., учителя первых классов, успешно осуществляют разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов. Все первоклассники, обучаясь по ФГОС, зачитали, научились писать, активно посещают занятия по внеурочной деятельности, освоили программный материал 1 – го класса и дружно переходят во 2 – ой класс.

   Большой опыт накоплен педколлективом начальной школы и в работе с одаренными детьми. Для таких обучающихся все мы подбираем задания повышенного уровня сложности, интересные, творческие задания.

   Осуществляя индивидуальный подход, я и мои коллеги руководствуемся тем, что на обучающихся по – разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчеркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребенку и положительную, если ребенок слишком самоуверен и несамокритичен.

  Чтобы подготовить и провести урок с учетом индивидуальных способностей, чтобы работать в системе, приходится тратить очень много времени, но удовлетворение большое, результаты оправдывают цель: ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету, они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.

 Подготовила Петрова Е.Н.